Личный кабинет
Налоги Беларуси № 4 2021
НАЛОГИ БЕЛАРУСИ № 4 (628)/2021/29 января
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
Т.Н. РЫБАК. Об итогах председательства Республики Беларусь в Координационном совете по бухгалтерскому учету государств — участников СНГ в 2020 году
Координационный совет по бухгалтерскому учету государств — участников СНГ (Координационный совет) является органом
отраслевого сотрудничества СНГ. В 2020 г. председательство в Координационном совете осуществлялось Республикой Беларусь.
19 ноября 2020 г. в формате видеоконференции состоялось XVII заседание Координационного совета, организованное
Министерством финансов Республики Беларусь совместно с Исполнительным комитетом СНГ. В нем приняли участие члены
Координационного совета, а также представители Исполнительного комитета СНГ и профессиональных объединений бухгалтеров и
аудиторов государств — участников СНГ. В ходе заседания рассмотрены и одобрены подготовленные Координационным советом
документы, приняты соответствующие решения.
Мониторинг законодательства
Экономические новости
Международные новости
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»
Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 января 2021 г. № 2-1-10/00078 «О налоге на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг»
Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 2-2-14/00084 «Об отражении сведений о льготах по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду»
Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 2-2-13/00095 «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512»
ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
А.Г. ВОРОНИНА. Трансфертное ценообразование: метод сопоставимой рентабельности
Налоговые органы вправе осуществлять контроль за применением организациями трансфертного ценообразования. Для
того чтобы определить, является ли цена анализируемой сделки рыночной, налоговые органы производят сопоставление
результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок, применяя, в
частности, метод сопоставимой рентабельности, который используется в случае, если отсутствуют основания для
использования метода сопоставимых рыночных цен, метода цены последующей реализации.
В предлагаемой статье автор разъясняет, в том числе на практическом примере, отдельный случай применения
метода сопоставимой рентабельности с использованием показателя рентабельности реализации.
С.В. ЕСЬКОВА. ЭСЧФ при ввозе подакцизных товаров: новый признак дополнительных данных
Продолжаем знакомить читателей с новыми возможностями, которые были предложены плательщикам при работе в АИС
«Учет счетов-фактур», а именно с 22 августа 2020 г. Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения),
выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная
постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15, дополнена нормой,
определяющей порядок указания в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам,
услугам), имущественным правам» ЭСЧФ признака «Акциз уплачен на таможне».
В представленной статье рассмотрены случаи, когда плательщик должен указывать вновь введенный дополнительный
признак при создании ЭСЧФ в отношении товаров, по которым в соответствии с законодательством акциз уплачивается
на таможне.
ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Н.В. СВИРИД, О.В. КОЛЕЙЧИК. Отдых как условие безопасного и эффективного труда, или Какие перерывы нужны работникам
То, что чрезмерные тяжесть и интенсивность труда снижают нашу работоспособность и вызывают утомление, знает, наверное, каждый человек. И, можно предположить, точно так же каждый из нас задавался вопросом о том, как сохранить работоспособность на протяжении рабочего дня (смены). Помочь в этом могут в том числе различные перерывы на отдых и личные надобности работников, которые предусматриваются обычно в правилах внутреннего трудового распорядка организаций. Главное, чтобы наниматель умело распорядился этим инструментом. Изобретать велосипед при этом не нужно: в свое время Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь подготовило и издало Методические рекомендации по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики. Утвержден документ был постановлением от 30 сентября 2005 г. № 125. Какие его элементы могут пригодиться и сегодня на локальном уровне — в организациях, можно узнать, прочитав данную статью.
Вы спрашивали…
Вопросы–ответы по трудовому законодательству.
БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ
В.В. РАКОВЕЦ. О непроведении инвентаризации в 2020 году
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и
обязательств. Вместе с тем из-за проблем, вызванных COVID-19, таких, как пребывание работников на карантине,
удаленке, приостановка или частичное сворачивание деятельности, Указом Президента Республики Беларусь от 24
апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» предусмотрен ряд мер, принимаемых в целях минимизации влияния на
экономику Республики Беларусь мировой пандемии. Одной из таких мер является предоставленное организациям право
не проводить инвентаризацию активов (за исключением финансовых активов) перед составлением годовой бухгалтерской
отчетности за 2020 г.
В предлагаемой статье автор на примере разъяснил возможность применения указанной преференции,
предоставленной Указом № 143.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Г.И. КЕВРА. Регулирование цен на социально значимые товары в I квартале 2021 года
С 1 января 2021 г. постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от
28 декабря 2020 г. № 83 «О регулировании цен на социально значимые товары» введено временное государственное
регулирование цен на ряд социально значимых товаров, направленное на поддержание доступности жизненно важных
товаров для населения.
Срок действия данного постановления ограничен 90 днями.
Автором статьи на условных примерах рассмотрены особенности формирования цен на социально значимые товары в
I квартале 2021 г. с учетом требований постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь от 28 декабря 2020 г. № 83.
ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО
Ю.М. АНДРЕЕВА. Практика рассмотрения жалоб на решения налоговых органов
В Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь обратилось ООО «А» с жалобой на решение инспекции МНС в
части предъявления к уплате налога на добавленную стоимость за 2019 г., исчисленного проверяющими от стоимости
реализованного капитального строения.
В представленной статье автор на конкретной ситуации приводит пример из практики рассмотрения жалоб на
решения налоговых органов, разъясняя позицию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по изложенной
ситуации.
РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ
М.О. КОВАШЕВИЧ. Нарушения, установленные в ходе проведения налогового контроля
За последние годы в стране много сделано для упрощения условий ведения предпринимательской деятельности.
Субъектам хозяйствования предоставлено право выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса и применяемых
режимов налогообложения. Так, налоговое законодательство предусматривает ряд специальных режимов
налогообложения, а также налоговых льгот и преференций.
Вместе с тем практика осуществления налогового контроля последних лет показала, что при наличии всех условий
для добросовестного ведения бизнеса отдельные субъекты хозяйствования скрывают объекты налогообложения, занижают
налоговую базу; необоснованно завышают расходы, затраты, учитываемые при налогообложении; завышают вычеты по
НДС; документально оформляют сделки, являющиеся искусственными, лишенными хозяйственного и экономического
смысла, целью которых является получение необоснованных преимуществ в налогообложении, а также отражают в учете
хозяйственные операции, которые фактически не осуществлялись.
В данной статье автор осветил нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе проведения проверок
налоговыми органами в 2019–2020 гг.
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
А.А. МИХАЙЛОВ. Взыскание задолженности по уплате таможенных платежей
В силу множества причин у плательщиков в отдельных случаях возникает задолженность по уплате таможенных платежей.
В общем случае под задолженностью понимается неисполнение обязательств по уплате платежей, взимаемых таможенными
органами, в установленные сроки.
Задолженность может образовываться из-за указания недостоверных сведений в таможенных документах в отношении
товаров, которые выпущены таможенными органами, неуплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных в
Республику Беларусь товаров, неуплаты либо отсроченных или рассроченных сумм, нарушения условий использования
товаров в таможенных процедурах, а также по иным причинам. При выявлении подобных фактов таможенные органы
принимают меры для взыскания не уплаченных платежей в бюджет.
Отметим, что порядок взыскания задолженности определяется как положениями международного договора, так и
национальными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Автором данной статьи рассмотрены основные положения актов законодательства, устанавливающих порядок
взимания не уплаченных платежей в бюджет.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Налоговый календарь для плательщиков-организаций на февраль 2021 года
Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января 2021 года
Календарь респондента на февраль 2021 года
Справочная информация для бухгалтера
Курсы валют
Группа: