Налоги Беларуси № 15 2022
Совет Министров Республики Беларусь подготовил Комплексный план по поддержке экономики (далее — Комплексный план).
Документ был утвержден Премьер-министром Республики Беларусь 7 апреля и уже опубликован на сайте Правительства
Республики Беларусь. Предусмотренные в нем шесть десятков мероприятий направлены на поддержку организаций реального
сектора экономики и их трудовых коллективов в условиях санкционного давления, обеспечение выполнения предприятиями
текущих обязательств, сохранение рабочих мест и доходов населения.
О том, как именно и в какие сроки будет организована работа по реализации Комплексного плана, 8 апреля в ходе
пресс-конференции «Меры поддержки экономики в текущих условиях» рассказали ее участники — представители министерств и
ведомств, являющихся ключевыми исполнителями мероприятий, перечисленных в документе. Среди них — заместитель Министра
экономики Республики Беларусь Дмитрий Ярошевич, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики
Беларусь Наталия Павлюченко, Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Алексей Богданов,
первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александр Валиев и заместитель
Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей Дубина.
С 1 января 2022 г. внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, а также в перечень выплат, на
которые не начисляются обязательные страховые взносы. Главной целью таких изменений являлась унификация подходов по
исчислению подоходного налога с физических лиц и начислению обязательных страховых взносов.
В данной статье детально рассмотрены произведенные изменения и проведены сравнения получаемых физическими лицами выплат
с точки зрения налогообложения подоходным налогом и начисления обязательных страховых взносов.
Согласно нормам Налогового кодекса Республики Беларусь к дивидендам приравниваются любые доходы, начисленные унитарным
предприятием собственнику его имущества — юридическому или физическому лицу в порядке распределения прибыли, остающейся
после налогообложения.
В представленной статье автор на практических примерах разъясняет порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете
начисления и выплаты организацией дивидендов юридическим лицам, как резидентам Республики Беларусь, так и нерезидентам.
Уборщики помещений являются основными исполнителями работ по санитарному содержанию помещений, в том числе тех, что
находятся в производственных зданиях. Тарификация труда таких работников и выполняемых ими работ при этом осуществляется
на основе тарифно-квалификационной характеристики, содержащейся в параграфе 387 «Уборщик помещений» выпуска 1 Единого
тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33. Тарифицируется труд уборщиков помещений по 1-му и 2-му
разрядам — в зависимости от выполняемых ими работ.
Авторы настоящей статьи готовы помочь специалистам разобраться в вопросах, которые возникают в коммерческих организациях
при определении штатной численности уборщиков помещений (в частности, тех, что заняты уборкой помещений в
производственных зданиях), нормировании и оплате труда таких работников.
В представленной статье подробно рассмотрено, каким образом следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете оказание материальной помощи работникам к юбилею организации, не являющейся вознаграждением за исполнение трудовых или иных обязанностей и оказываемой в денежной форме, а также разъяснено, является ли выплата указанной материальной помощи объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» с учетом последних изменений законодательства в этой области.
Серьезным нарушением законодательства в деятельности субъектов хозяйствования является выплата заработной платы в
конверте.
Как показывает практика, основными источниками для выплаты заработной платы в конверте являются сокрытая выручка
(неполное оприходование выручки), денежные доходы, полученные от незаконных финансовых операций и незаконной
предпринимательской деятельности.
В связи с этим налоговыми органами особое внимание уделяется пресечению допускаемых плательщиками нарушений порядка
приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) путем проведения профилактических мероприятий.
О выявленных фактах нарушений в сфере законодательства о труде (выплата заработной платы в конверте, наем работников без
оформления трудовых договоров), а также налоговых последствиях таких нарушений читайте в данном материале.
С 9 апреля 2022 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214 «О
регулировании цен».
В представленном материале автором рассмотрены основные изменения в правовом регулировании ценообразования,
обусловленные принятием постановления № 214.
Осуществление внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев сопряжено с уплатой таможенных платежей, к которым
относятся таможенные сборы в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Вопросы, связанные с уплатой таможенных сборов, а также определением случаев, когда производится такая уплата,
урегулированы статьей 101 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в
Республике Беларусь».
С 25 июля 2022 г. вступит в силу изложенная Законом Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З новая редакция Закона
Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
В данной статье автором рассмотрены новации в вопросах уплаты таможенных сборов, которые будут действовать с 25 июля
2022 г.