Анонсы Журнала «Налоги Беларуси»
БЕЛ EN

Налоги Беларуси № 20 2022

С. ГРЕКОВА. В Минске обсудили перспективы цифрового будущего Беларуси

Новации в государственном регулировании, обеспечение кибербезопасности, новые взгляды на бизнес-процессы, технологические тренды в применении искусственного интеллекта — эти и многие другие вопросы цифрового настоящего и перспектив цифрового будущего Беларуси были обсуждены на площадке II Международного цифрового форума #GBC, который прошел в Минске 18–19 мая.
В текущем году деловая встреча проходила под слоганом «Достижения государства и бизнеса для граждан» и собрала порядка 400 участников. В их числе представители государственных органов, IT-компаний, банков, бизнеса, научных кругов и международных организаций.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 апреля 2022 г. № 18 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» (с комментарием)

О.А. ХАРЕВИЧ. Заполнение ЭСЧФ при начислении процентов по полученным от иностранных взаимозависимых лиц займов

С 2022 г. для целей главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения» Налогового кодекса Республики Беларусь перечень сделок, подлежащих контролю соответствия рыночным ценам, дополнен новыми видами сделок, в частности, операциями со взаимозависимыми лицами по начислению процентов по предоставленным (полученным) займам, совершенными с иностранной организацией, иностранным гражданином.
Согласно пункту 1 статьи 97 Налогового кодекса плательщик налога на прибыль обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде сделке, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 88 Налогового кодекса, путем внесения сведений о ней в ЭСЧФ и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
В представленной статье рассмотрен порядок заполнения ЭСЧФ при начислении в 2022 г. белорусской организацией, применяющей общий порядок налогообложения, процентов по займу, полученному до 2022 г. от иностранного физического лица, являющегося учредителем этой организации.

Н.С. ФОМИНА. Административные правонарушения, допускаемые организаторами азартных игр. Ведение административного процесса

В Республике Беларусь игорный бизнес является одним из динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности в условиях, определенных государством. Так, создание системы эффективного государственного регулирования данной сферы, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотами денежных средств в этой сфере, является основной целью реализации Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за правонарушения в сфере игорного бизнеса, а также в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Об административных правонарушениях, допускаемых организаторами азартных игр, подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях читайте в данном материале.

И.А. КОЗЛИТИНОВА. Сдельная система оплаты труда: отдельные вопросы применения в современных условиях

Согласно статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст.ст. 62, 67, 69 и 70 Трудового кодекса и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора. А раз так, наниматель вполне может в случаях, когда это целесообразно, выбрать и сдельную форму оплаты труда: в ней начисление заработной платы работника находится в прямой пропорциональной зависимости от объема произведенной им продукции, сделанной работы и т.д., при условии, что результаты труда работника признаны качественными (соответствующими установленным требованиям).
Труд рабочих со сдельной оплатой труда оплачивается согласно статье 66 Трудового кодекса по расценкам выполняемой работы, т.е. размерам заработной платы, соответствующим единице произведенной продукции или выполненной работы (одному изделию, одной рабочей операции и пр.). В свою очередь, порядок расчета сдельных расценок при сдельной оплате труда работников определен в статье 88 Трудового кодекса.

В.В. РАКОВЕЦ. Разбираем ситуацию: оборудование отправлено в простой

В ходе хозяйственной деятельности организаций возникают ситуации, когда по причине снижения количества заказов и отсутствия определенных видов сырья отдельные виды оборудования были отправлены в простой.
О том, как следует поступить с начисляемой амортизацией по данному оборудованию, можно ли ее отнести на счет 97 «Расходы будущих периодов», а также нужно ли в 2022 г. при нахождении указанного оборудования в простое восстанавливать инвестиционный вычет, который организация ранее применила по данному оборудованию, читайте в представленном материале.

Н.Н. КУЗЬМИЧ. Обжалование постановлений налоговых органов, вынесенных в рамках административного законодательства

В рамках осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением норм налогового и иного законодательства, относящегося к компетенции налоговых органов, выявляется значительное количество правонарушений, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Должностные лица налоговых органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям (частям статей) КоАП, перечисленным в пункте 9 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). Дела об административных правонарушениях по протоколам об административных правонарушениях, составленным должностными лицами налоговых органов, рассматриваются либо налоговыми органами (ст. 3.13 ПИКоАП), либо судом (ст. 3.2 ПИКоАП).
Остановимся подробнее на вопросе обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного налоговым органом и не вступившего в законную силу.

Г.И. КЕВРА. Проведение переоценки остатков товаров субъектами розничной торговли

Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо в области ценообразования обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании, а также исполнять иные обязанности, установленные законодательством. В связи с указанным в случае введения государственного регулирования цен на товары и (или) установления ограничений при определении (формировании) цен на товары субъекты предпринимательской деятельности обязаны привести уровень применяемых цен в соответствие с нормами вступившего в силу нормативного правового акта, что в ряде случаев требует проведения переоценки остатков таких товаров.
С 9 апреля 2022 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214 «О регулировании цен», согласно пункту 4 которого цены на остатки непродовольственных товаров, сформированные до вступления в силу данного постановления, должны быть приведены субъектами хозяйствования в соответствие с требованиями, предусмотренными указанным нормативным правовым актом.
Автором данной статьи, учитывая приведенные нормы законодательства, на условных примерах рассмотрен порядок проведения организацией, осуществляющей розничную торговлю, переоценки остатков товаров, в отношении которых введено государственное ценовое регулирование.

А.А. МИХАЙЛОВ. Вниманию экспортеров! Установлены запреты и ограничения на вывоз отдельных товаров

С целью обеспечения продовольственной безопасности страны на основании статей 29 и 47 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г., подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Советом Министров Республики Беларусь приняты следующие постановления, которыми установлены запреты и ограничения на вывоз отдельных товаров за пределы Республики Беларусь:

  • от 11 марта 2022 г. № 125 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров»;
  • от 13 марта 2022 г. № 137 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров»;
  • от 19 марта 2022 г. № 147 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров»;
  • от 28 марта 2022 г. № 187 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров»;
  • от 5 мая 2022 г. № 274 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров».

В статье подробнее рассмотрены положения вновь принятых нормативных правовых актов в порядке их принятия.

Налоговый календарь для плательщиков-организаций на июнь 2022 года