Налоги Беларуси № 23 2022
В Беларуси с официальным визитом побывала делегация Республики Мордовия Российской Федерации во главе с Председателем
регионального Правительства Владимиром Сидоровым. В ее составе — руководители органов государственного управления,
промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представители бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения и
образования региона.
Беларусь и Мордовию объединяет не только опаленное войной прошлое, но и прочные партнерские связи в настоящем, а также
четкое видение перспектив будущего сотрудничества.
Сегодня торгово-экономические отношения с белорусскими партнерами поддерживают более 60 мордовских предприятий. Кроме
этого, российский регион планомерно расширяет взаимодействие с нашей страной в сферах культуры, образования и
здравоохранения.
В рамках официального визита мордовской делегации состоялся ряд деловых встреч, направленных на развитие двустороннего
сотрудничества.
Организации — плательщики налога при упрощенной системе налогообложения вправе вместо бухгалтерского учета вести учет в
книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения. Организациями, ведущими учет в указанной книге, выручка от реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав отражается по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных
имущественных прав (принцип оплаты).
В представленной статье рассмотрены ответы на отдельные вопросы, касающиеся ведения организациями учета в книге учета
доходов и расходов, а также определения ими валовой выручки при применении принципа оплаты.
В Республике Беларусь институт налогового консультирования создан благодаря совместной работе, проделанной в рамках
проекта Программы развития ООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие Республике Беларусь в
создании института налоговых консультантов». Итогом стало подписание Главой государства 19 сентября 2017 г. Указа № 338
«О налоговом консультировании».
Налоговые консультанты пользуются доверием со стороны бизнеса и государства во всех странах, где существует этот
институт, и Республика Беларусь не стала исключением.
В данной статье автором рассмотрены вопросы использования функциональных возможностей налоговых консультантов.
Уже более пяти лет в Евразийском экономическом союзе активно внедряется механизм маркировки товаров с использованием
цифровых инструментов. Так, в 2015 г. началось внедрение маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском
экономическом союзе.
В настоящее время внедрение механизма маркировки средствами идентификации осуществляется во всех государствах — членах
Евразийского экономического союза. Безусловным лидером в данном направлении является Российская Федерация. Также во всех
государствах — членах Евразийского экономического союза созданы национальные системы маркировки и определены
национальные операторы (администраторы) системы маркировки.
Помимо базовых (обязательных) к разработке и предоставлению субъектам хозяйствования сервисов для возможности работы с
системой маркировки оператором системы маркировки в Республике Беларусь разрабатываются дополнительные для бизнеса
сервисы и возможности, позволяющие упростить приобретение и реализацию товаров, в том числе в рамках трансграничной
торговли.
В данной статье автором подробно рассмотрены вопросы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском
экономическом союзе.
Режим рабочего времени водителя автомобиля устанавливается с учетом общих норм законодательства, определенных в главе 10
Трудового кодекса Республики Беларусь, и особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха непосредственно
водителей, предусмотренных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010
г. № 82. Названным постановлением утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного
транспорта.
В данной статье автором подробно рассмотрены вопросы установления режима рабочего времени для водителей автомобилей в
соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части первой статьи 2612 Трудового кодекса Республики Беларусь контракт должен содержать среди прочего
дополнительные меры стимулирования труда, в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска до пяти
календарных дней с сохранением среднего заработка. Предоставление указанного дополнительного поощрительного отпуска
является дополнительной мерой стимулирования труда работников, с которыми заключены контракты, а также одним из
обязательных условий контракта. Иными словами, если трудовые отношения с работником оформлены контрактом, то
поощрительный отпуск должен быть предоставлен в обязательном порядке независимо от формы собственности нанимателя, его
организационно-правовой структуры, вида деятельности.
В статье рассмотрен порядок отражения в 2022 г. в бухгалтерском учете расходов на оплату дополнительных поощрительных
отпусков за работу по контракту, предоставляемых работникам, определено, каким образом следует учитывать при
налогообложении прибыли данные расходы, а также обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного
фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию
«Белгосстрах», начисленные на суммы оплаты данных отпусков.
При осуществлении хозяйственной деятельности в связи с невозможностью исполнения одним из контрагентов принятых на себя
договорных обязательств субъекты хозяйствования зачастую используют такой гражданско-правовой институт, как уступка
требования.
Требование по своей сути является имущественным правом, возможность распоряжения которым в последнее время используют
многие субъекты хозяйствования.
В представленной статье автор в том числе на практических примерах рассмотрел порядок уступки требования в соответствии
с гражданско-правовым законодательством, а также ограничения при заключении договоров уступки требования,
предусмотренные законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.
Для осуществления деятельности в сфере таможенного дела необходимо являться юридическим лицом Республики Беларусь,
соответствовать ряду условий и быть включенным в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, к которым относятся реестр таможенных перевозчиков и реестр таможенных представителей.
Деятельность в сфере таможенного дела контролируется таможенными органами и регулируется положениями Таможенного кодекса
Евразийского экономического союза, а в части, им не урегулированной, — Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 г.
№ 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Ввиду того, что с 25 июля 2022 г. вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З
«О таможенном регулировании в Республике Беларусь», изложенная Законом Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З
«Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», следует обратить внимание
на новации, которые коснутся лиц, претендующих на включение либо включенных в реестр таможенных перевозчиков или реестр
таможенных представителей.
Одним из условий включения в реестр таможенных перевозчиков либо реестр таможенных представителей является
предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного
дела.
С 25 июля 2022 г. статьей 307 Закона № 129-З будет регулироваться порядок предоставления обеспечения, на особенности
которого необходимо обратить внимание.