Анонсы Журнала «Налоги Беларуси»
БЕЛ EN

Налоги Беларуси № 23 2022

С. ГРЕКОВА. Беларусь и Мордовия: диалог, нацеленный на укрепление мира и сотрудничества

В Беларуси с официальным визитом побывала делегация Республики Мордовия Российской Федерации во главе с Председателем регионального Правительства Владимиром Сидоровым. В ее составе — руководители органов государственного управления, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представители бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения и образования региона.
Беларусь и Мордовию объединяет не только опаленное войной прошлое, но и прочные партнерские связи в настоящем, а также четкое видение перспектив будущего сотрудничества.
Сегодня торгово-экономические отношения с белорусскими партнерами поддерживают более 60 мордовских предприятий. Кроме этого, российский регион планомерно расширяет взаимодействие с нашей страной в сферах культуры, образования и здравоохранения.
В рамках официального визита мордовской делегации состоялся ряд деловых встреч, направленных на развитие двустороннего сотрудничества.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 июня 2022 г. № 363/13 «О проведении юридическими лицами — резидентами операций, связанных с экспортом»

Т.М. ЛАППО. Отдельные вопросы ведения организациями книги учета доходов и расходов и определения валовой выручки при применении принципа оплаты

Организации — плательщики налога при упрощенной системе налогообложения вправе вместо бухгалтерского учета вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Организациями, ведущими учет в указанной книге, выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (принцип оплаты).
В представленной статье рассмотрены ответы на отдельные вопросы, касающиеся ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов, а также определения ими валовой выручки при применении принципа оплаты.

Н.А. РОНЧКО. Использование функциональных возможностей налоговых консультантов

В Республике Беларусь институт налогового консультирования создан благодаря совместной работе, проделанной в рамках проекта Программы развития ООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов». Итогом стало подписание Главой государства 19 сентября 2017 г. Указа № 338 «О налоговом консультировании».
Налоговые консультанты пользуются доверием со стороны бизнеса и государства во всех странах, где существует этот институт, и Республика Беларусь не стала исключением.
В данной статье автором рассмотрены вопросы использования функциональных возможностей налоговых консультантов.

Е.Г. БАЛАКЕР. Маркировка товаров средствами идентификации в ЕАЭС

Уже более пяти лет в Евразийском экономическом союзе активно внедряется механизм маркировки товаров с использованием цифровых инструментов. Так, в 2015 г. началось внедрение маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.
В настоящее время внедрение механизма маркировки средствами идентификации осуществляется во всех государствах — членах Евразийского экономического союза. Безусловным лидером в данном направлении является Российская Федерация. Также во всех государствах — членах Евразийского экономического союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы) системы маркировки.
Помимо базовых (обязательных) к разработке и предоставлению субъектам хозяйствования сервисов для возможности работы с системой маркировки оператором системы маркировки в Республике Беларусь разрабатываются дополнительные для бизнеса сервисы и возможности, позволяющие упростить приобретение и реализацию товаров, в том числе в рамках трансграничной торговли.
В данной статье автором подробно рассмотрены вопросы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.

И.А. КОЗЛИТИНОВА. Устанавливаем режим рабочего времени для водителей автомобилей

Режим рабочего времени водителя автомобиля устанавливается с учетом общих норм законодательства, определенных в главе 10 Трудового кодекса Республики Беларусь, и особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха непосредственно водителей, предусмотренных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82. Названным постановлением утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта.
В данной статье автором подробно рассмотрены вопросы установления режима рабочего времени для водителей автомобилей в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

В.В. РАКОВЕЦ. Расходы на оплату дополнительных поощрительных отпусков за работу по контракту: учет и налогообложение

Согласно пункту 3 части первой статьи 2612 Трудового кодекса Республики Беларусь контракт должен содержать среди прочего дополнительные меры стимулирования труда, в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска до пяти календарных дней с сохранением среднего заработка. Предоставление указанного дополнительного поощрительного отпуска является дополнительной мерой стимулирования труда работников, с которыми заключены контракты, а также одним из обязательных условий контракта. Иными словами, если трудовые отношения с работником оформлены контрактом, то поощрительный отпуск должен быть предоставлен в обязательном порядке независимо от формы собственности нанимателя, его организационно-правовой структуры, вида деятельности.
В статье рассмотрен порядок отражения в 2022 г. в бухгалтерском учете расходов на оплату дополнительных поощрительных отпусков за работу по контракту, предоставляемых работникам, определено, каким образом следует учитывать при налогообложении прибыли данные расходы, а также обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах», начисленные на суммы оплаты данных отпусков.

И.А. ПОШЕЛЮК. Уступка требования. Ограничения при заключении договора

При осуществлении хозяйственной деятельности в связи с невозможностью исполнения одним из контрагентов принятых на себя договорных обязательств субъекты хозяйствования зачастую используют такой гражданско-правовой институт, как уступка требования.
Требование по своей сути является имущественным правом, возможность распоряжения которым в последнее время используют многие субъекты хозяйствования.
В представленной статье автор в том числе на практических примерах рассмотрел порядок уступки требования в соответствии с гражданско-правовым законодательством, а также ограничения при заключении договоров уступки требования, предусмотренные законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

Л.В. ДРОЗД. Обеспечиваем деятельность в сфере таможенного дела по-новому

Для осуществления деятельности в сфере таможенного дела необходимо являться юридическим лицом Республики Беларусь, соответствовать ряду условий и быть включенным в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к которым относятся реестр таможенных перевозчиков и реестр таможенных представителей.
Деятельность в сфере таможенного дела контролируется таможенными органами и регулируется положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а в части, им не урегулированной, — Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Ввиду того, что с 25 июля 2022 г. вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», изложенная Законом Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», следует обратить внимание на новации, которые коснутся лиц, претендующих на включение либо включенных в реестр таможенных перевозчиков или реестр таможенных представителей.
Одним из условий включения в реестр таможенных перевозчиков либо реестр таможенных представителей является предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.
С 25 июля 2022 г. статьей 307 Закона № 129-З будет регулироваться порядок предоставления обеспечения, на особенности которого необходимо обратить внимание.

Справочная информация для бухгалтера