Анонсы Журнала «Налоги Беларуси»
БЕЛ EN

Налоги Беларуси № 33 2022

С. ГРЕКОВА. МАРТ предлагает внести изменения в законодательство в сфере торговли и общепита

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь, которым предусматривается внесение поправок в Указ Главы государства № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Нормы принятого в сентябре 2017 г. документа продемонстрировали свою эффективность, оказав положительное влияние на развитие предпринимательской инициативы и деловой активности в сельской местности и малых городах страны.

Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 298 «О налогообложении» (с комментарием)

Вниманию субъектов хозяйствования, осуществляющих операции, связанные с оборотом велосипедов (в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трехколесных) и велосипедных рам

Ю.П. ОВЧИННИКОВА. Земельный налог у бюджетных организаций

По общему правилу организации признаются плательщиками земельного налога. Порядок его исчисления и уплаты определен главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Нормами пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога, за исключением случая, установленного частью второй указанного пункта.
Следовательно, и у бюджетной организации может возникнуть обязанность по исчислению и уплате земельного налога.
Автором данной статьи приводятся некоторые ситуации, в которых бюджетная организация приобретает статус плательщика земельного налога либо его утрачивает.

Л.В. БУЛАШ. Учитываем ошибки в составлении графиков отпусков, чужие и свои собственные

Еще не завершилась отпускная кампания нынешнего года, а мы уже предлагаем заглянуть в следующий год и понять, какие ошибки не следует допускать при планировании в организациях трудовых отпусков работников. Для такого анализа и соответствующих выводов сейчас, пожалуй, самое подходящее время: если подобные ошибки были допущены, возникшие при этом неприятные (а может быть, и конфликтные!) ситуации до сих пор свежи в памяти, и значит, требуются конкретные шаги для того, чтобы они не повторились в будущем. Особо стоит отметить тот факт, что ошибки нанимателя и его должностных лиц при отпускном планировании могут заключаться не только в неправильных действиях, но и в бездействии, т.е. в непринятии решений тогда, когда по законодательству такие решения являются необходимыми и обязательными.
В материале рассмотрено, какие ошибки могут быть допущены при составлении графиков отпусков.

В.М. ШАФРАНСКИЙ. Ремонт и модернизация машин и оборудования: отдельные вопросы

По общему правилу фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, относятся на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств.
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Таким образом, от правильности определения вида работ по восстановлению основных средств (ремонт, модернизация, реконструкция) зависит порядок их отражения в бухгалтерском учете.
На основании нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности, технических нормативных правовых актов, а также иных актов законодательства в публикации анализируется порядок отражения в бухгалтерском учете затрат, связанных с модернизацией и ремонтом машин и оборудования, проведением иных аналогичных работ в отдельных ситуациях, возникающих в производственно-хозяйственной деятельности организаций.

В.А. БОНИК. Цифровые сервисы: новые возможности при подаче в налоговые органы обращений и заявлений об осуществлении административных процедур

Государством на постоянной основе проводится комплекс мероприятий, направленных на совершенствование механизмов работы по рассмотрению обращений и совершению административных процедур, в том числе применение в этой области цифровых технологий.
Переход на новый, более высокий уровень взаимодействия государства и граждан, а также создание условий, при которых граждане и представители юридических лиц будут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации и активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений, являлись одними из ключевых целей принятия Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
На сегодняшний день проведение комплексной политики цифровизации является одной из составляющих социально-экономического развития нашего государства. В целях обеспечения внедрения информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. Налоговые органы, как участники данного процесса, ориентированы в своей деятельности на переход к максимально возможному использованию цифровых технологий при реализации своих функций.
В предлагаемой статье автор знакомит с новыми возможностями при подаче в налоговые органы обращений и заявлений об осуществлении административных процедур.

О.Ю. МОРОЗОВА. Практика применения норм статьи 33 Налогового кодекса на примере отдельных налоговых проверок

В последние годы приоритетной задачей контрольной деятельности налоговых органов является использование мер профилактического и предупредительного характера. Значительно сокращено количество проверок.
Вместе с тем недобросовестными плательщиками применяются различные схемы ухода от налогообложения, в связи с чем актуальным является своевременное их выявление и пресечение. Последствиями применения схем минимизации налоговых обязательств является корректировка налогооблагаемой базы и подлежащих уплате налогов по результатам проверки с учетом норм статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Об основных таких схемах, выявленных налоговыми органами, читайте в представленном материале.

А.А. МИХАЙЛОВ. Меры поддержки экономики в таможенной сфере

В июле и августе 2022 г. в целях оказания поддержки отечественным участникам внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере принят ряд нормативных правовых актов, основные положения которых рассмотрены в настоящем материале.

Справочная информация для бухгалтера