Налоги Беларуси № 4 2021
Налоговые органы вправе осуществлять контроль за применением организациями трансфертного ценообразования. Для того чтобы определить, является ли цена анализируемой сделки рыночной, налоговые органы производят сопоставление результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок, применяя, в частности, метод сопоставимой рентабельности, который используется в случае, если отсутствуют основания для использования метода сопоставимых рыночных цен, метода цены последующей реализации.
В предлагаемой статье автор разъясняет, в том числе на практическом примере, отдельный случай применения метода сопоставимой рентабельности с использованием показателя рентабельности реализации.Продолжаем знакомить читателей с новыми возможностями, которые были предложены плательщикам при работе в АИС «Учет счетов-фактур», а именно с 22 августа 2020 г. Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15, дополнена нормой, определяющей порядок указания в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ признака «Акциз уплачен на таможне».
В представленной статье рассмотрены случаи, когда плательщик должен указывать вновь введенный дополнительный признак при создании ЭСЧФ в отношении товаров, по которым в соответствии с законодательством акциз уплачивается на таможне.Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Вместе с тем из-за проблем, вызванных COVID-19, таких, как пребывание работников на карантине, удаленке, приостановка или частичное сворачивание деятельности, Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» предусмотрен ряд мер, принимаемых в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой пандемии. Одной из таких мер является предоставленное организациям право не проводить инвентаризацию активов (за исключением финансовых активов) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.
В предлагаемой статье автор на примере разъяснил возможность применения указанной преференции, предоставленной Указом № 143.Срок действия данного постановления ограничен 90 днями.
Автором статьи на условных примерах рассмотрены особенности формирования цен на социально значимые товары в I квартале 2021 г. с учетом требований постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 декабря 2020 г. № 83.В Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь обратилось ООО «А» с жалобой на решение инспекции МНС в части предъявления к уплате налога на добавленную стоимость за 2019 г., исчисленного проверяющими от стоимости реализованного капитального строения.
В представленной статье автор на конкретной ситуации приводит пример из практики рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, разъясняя позицию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по изложенной ситуации.За последние годы в стране много сделано для упрощения условий ведения предпринимательской деятельности. Субъектам хозяйствования предоставлено право выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса и применяемых режимов налогообложения. Так, налоговое законодательство предусматривает ряд специальных режимов налогообложения, а также налоговых льгот и преференций.
Вместе с тем практика осуществления налогового контроля последних лет показала, что при наличии всех условий для добросовестного ведения бизнеса отдельные субъекты хозяйствования скрывают объекты налогообложения, занижают налоговую базу; необоснованно завышают расходы, затраты, учитываемые при налогообложении; завышают вычеты по НДС; документально оформляют сделки, являющиеся искусственными, лишенными хозяйственного и экономического смысла, целью которых является получение необоснованных преимуществ в налогообложении, а также отражают в учете хозяйственные операции, которые фактически не осуществлялись.
В данной статье автор осветил нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе проведения проверок налоговыми органами в 2019–2020 гг.В силу множества причин у плательщиков в отдельных случаях возникает задолженность по уплате таможенных платежей. В общем случае под задолженностью понимается неисполнение обязательств по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, в установленные сроки.
Задолженность может образовываться из-за указания недостоверных сведений в таможенных документах в отношении товаров, которые выпущены таможенными органами, неуплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных в Республику Беларусь товаров, неуплаты либо отсроченных или рассроченных сумм, нарушения условий использования товаров в таможенных процедурах, а также по иным причинам. При выявлении подобных фактов таможенные органы принимают меры для взыскания не уплаченных платежей в бюджет.
Отметим, что порядок взыскания задолженности определяется как положениями международного договора, так и национальными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Автором данной статьи рассмотрены основные положения актов законодательства, устанавливающих порядок взимания не уплаченных платежей в бюджет.